ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

25 ноября 2016 Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Прокуратурой Актюбинской области проанализирована судебная практика по гражданским делам о принудительном исполнении предписаний государственных органов.

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан государственные инспекторы труда имеют право: направлять в соответствующие правоохранительные органы и суды информацию, исковые требования и иные материалы по фактам нарушений трудового законодательства Республики Казахстан, неисполнения работодателями актов государственных инспекторов труда.        

Из смысла указанных норм, следует, что иски вправе подавать государственные инспекторы труда, которые с учетом требований о подсудности, должны рассматриваться в городских (районных) судах.

Вместе с тем, дела по искам инспекторов труда о принудительном исполнении предписаний территориальными судами области рассматриваются с вынесением определений о прекращении производства, либо об отказе в принятии таких исков, в виду того, что действующее трудовое законодательство не предусматривает такой возможности, как принудительное исполнение предписаний инспектора труда в судебном порядке путем подачи самостоятельного иска.

Согласно Конституции Республики Казахстан каждому гарантировано право на труд, отдых, условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на социальную защиту от безработицы. Реализуется эта гарантия через деятельность органов надзора и контроля и, прежде всего, государственной инспекции труда.

В соответствии с возложенными на инспекцию труда задачами уполномоченный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательными актами.

В большинстве случаев, проверки и последующие меры инспекторов труда принимаются на основании обращений граждан о нарушениях их трудовых прав.

При этом в существующем законодательстве не даются конкретные определения понятиям «предписание» и «обязательность предписания», что отрицательно сказывается на правоприменительной практике.

Однако можно сделать вывод, что предписание по своей сущности и содержанию – это акт реагирования государственного инспектора труда на выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства.

В свою очередь, исходя из положений ст. 23 и главы 18 Трудового кодекса Республики Казахстана обязательность исполнения предписания предполагает, что работодатель должен добровольно выполнить требования инспектора труда в полном объеме и в установленные им сроки.

На практике же работодатели не всегда являются законопослушными, вносимые предписания исполняются с нарушением сроков или не исполняются вовсе.

В отличие от исполнения судебных актов, выполняющих схожие функции по защите и восстановлению нарушенных трудовых прав работников, обязательность исполнения предписания инспектора труда не обеспечена законодательной принудительной силой.

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП) предоставляет право инспектору труда возбудить в отношении работодателя производство об административном правонарушении за невыполнение им в установленный срок предписания (ч. 3 ст.462 КоАП). Данная категория дел рассматривается судом.

Однако, привлечение к административной ответственности за неисполнение предписаний и уплата работодателем административного штрафа в качестве меры наказания не приводит к дальнейшему исполнению предписаний, т.е. не достигается основная цель – восстановление нарушенных трудовых прав.

Данную ситуацию можно разрешить путем внесения дополнений в статью 462 КоАП, наделив суд правом, одновременно с назначением административного взыскания решать вопрос о принудительном исполнении предписаний, выданных инспекторами труда.

Также полагаем возможным предоставить работнику право на получение судебного приказа, что позволит исполнять предписания в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей.

Реализация предлагаемых мер, по нашему мнению, позволит более эффективно добиваться от работодателей восстановления трудовых прав работников.

 

А. Нуримова

Старший прокурор

Управления по представительству

интересов государства в суде

прокуратуры Актюбинской области 

     

 

 

Комментарии

Добавить комментарий