Модернизация кадровой политики прокуратуры за годы Независимости Республики Казахстан

25 ноября 2016 Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

Оценивая пройденные этапы становления и развития прокуратуры Республики Казахстан, нельзя не подчеркнуть ее роль в становлении и развитии правового государства, развитии демократических процессов, укреплении законности и правопорядка.

С развитием государственности Казахстана менялись место и роль прокуратуры в системе республиканских органов, ее деятельность наполнялась новым содержанием, изменялись функции прокурорского надзора. Однако как бы не корректировались стоящие перед прокуратурой задачи, она постоянно оставалась правозащитным органом, основным содержанием деятельности которого неизменно оставались забота об укреплении законности и правопорядка, обеспечении защиты интересов государства, социально-экономических и личных прав и свобод граждан, предотвращение правонарушений.

На всех этапах развития государства возрастала роль прокуратуры и перед ней стояла задача – обеспечить такое повседневное направление работы, чтобы каждый гражданин знал и понимал, что именно в лице прокурора он всегда имеет первого и самого близкого защитника своих интересов, гарантированных Конституцией Республики Казахстан.

Постановлением Президиума Верховного Совета Казахской ССР 6 декабря 1991 года была создана единая система органов прокуратуры.

Следующим развитием прокуратуры стал Закон «О Прокуратуре Республики Казахстан» в декабре 1995 года, в котором были впервые выстроены структура и принципы работы органов прокуратуры.

Совершенствованием новых форм организации и методов управления происходили ряд необходимых организационно-штатных и структурных преобразований: в соответствии с Конституцией Республики Казахстан предварительное следствие по уголовным делам было отделено от прокуратуры, позже организованы межведомственные следственные группы под руководством прокурора. Выполнение данной функции было возложено на образованный в структуре прокуратуры институт специальных прокуроров.

После приобретения прокуратурой в 2011 году статуса правоохранительного органа, последовал пересмотр кадровой политики. В 2012 году Генеральная прокуратура выступила одним из координаторов по организации проведения внеочередной аттестации личного состава всей правоохранительной системы.

Так, по результатам внеочередной аттестации в прокуратуре Актюбинской области, 93% сотрудников были признаны аттестованными, и 7% (9) признаны не соответствующими занимаемым должностям, из них 5 сотрудников было рекомендовано к переводу на другую службу, 1 сотрудник к понижению в должности и 3 сотрудника к увольнению из правоохранительного органа.

В целях создания эффективной реализации системы была принята Концепция кадровой политики правоохранительных органов, Правила формирования Президентского резерва руководства правоохранительных и специальных государственных органов, а также Государственная программа дальнейшей модернизации правоохранительной системы.

Генеральной прокуратурой разработаны множество правовых актов, в том числе, впервые Правила проведения полиграфологического исследования.

Внедрены новые подходы по отбору, аттестации и расстановке кадров, разработана Модель профессиональных компетенций сотрудников.

Таким образом, работа в кадровой сфере сопровождается постоянным поиском новых подходов и совершенствованием действующей нормативной базы.

Одним из следующих этапов  стал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности правоохранительных органов», подписанный Главой государства 29 октября 2015 года.

В рамках  данного Закона Генеральной прокуратурой было разработано более 10 подзаконных актов и приказов в сфере кадровой работы.

С принятием новой нормативной базы усовершенствованы все аспекты кадрового обеспечения правоохранительных органов и органов прокуратуры, начиная от процедуры отбора кандидатов и заканчивая вопросами морально-психологического климата.

К примеру, новые подходы нашли свое отражение в новых Правилах установления испытательного срока для лиц, впервые поступающих на службу в органы прокуратуры, утвержденных приказом Генерального Прокурора от 16.11.2015г. № 130. Установленные критерии градирования испытательного срока нацелены прежде всего на формирование высокопрофессионального кадрового корпуса прокуроров. 

С начала 2015 года приказом от 29 декабря 2014 года  № 164 в прокуратуре внедрена оценка компетенций сотрудников, которая стала одной из новых кадровых технологий, применяемых при принятии кадровых решений.

В рамках модернизации кадровой работы в структурах прокуратур областей и приравненных к ним созданы службы психолого-социологического и полиграфологического обеспечения. С принятием приказа от 25 июня 2015 года № 850 «Об утверждении Правил проведения внутреннего опроса сотрудников на предмет определения степени удовлетворенности условиями прохождения службы» урегулирована процедура проведения внутреннего опроса сотрудников на предмет определения степени удовлетворенности условиями прохождения службы.

Также в поисках новых методов, с августа 2016 года Генеральной прокуратурой введены новшества, нацеленные на внедрение лучших HR-технологий в процесс отбора кадров.

Так, на стадии стажировки  внедрено новшество, где кандидат должен выполнить четыре задания: описать свой жизненный опыт, написать эссе, решить кейсовые задачи, пройти психологическое исследование.

Предлагаемые нововведения призваны повысить эффективность отбора кадров, которые позволят больше узнать о личности кандидата.

Анализ показал, что значительная часть выпускников юридических вузов, принимаемых в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Поэтому совершенствование процесса формирования профессиональных качеств будущего прокурора занимает особое место.

В связи с этим, установлен формат взаимодействия с высшими учебными заведениями в целях отбора достойных кадров со студенческой скамьи. В течение последних лет действует меморандум, в соответствии  с которым  органы прокуратуры области  предоставляют возможность и создают условия для прохождения студентами производственной практики с дальнейшим принятием на службу в органы прокуратуры.

 Полагаем, что принимаемые меры позволят комплектовать правоохранительные органы устойчивыми и нравственно подготовленными сотрудниками. Подготовка высококвалифицированных кадров для правоохранительных органов является одной из первостепенных задач любого современного государства.

       

 

Прокурор 5-управления

прокуратуры Актюбинской области

юрист 1 класса, Маншук Измухамбетова

        

 

Комментарии

Добавить комментарий